Дин-рейка

Современные распредустройства, кроме традиционных счетчика и пары пробок, содержат более десятка автоматических выключателей, защитную и нулевую рабочую шину и пр.  При таком обилии элементов достичь компактности щита позволяет DIN-рейка – специальный профиль, предназначенный для крепления электротехнического модульного оборудования.

Конструктивные особенности

Дин-рейка – не что иное, как монтажная шина. Своим загадочным названием она обязана немецкому происхождению. Монтажная шина представляет собой профилированную стальную полосу.  Ее горизонтальная площадка перфорирована овальными отверстиями.  Они служат для крепления самой рейки в месте ее установки. Расстояние между отверстиями равняется 10-20 мм.

Но производятся и сплошные шины, без перфорации. В таких случаях монтажник размечает и сверлит в них отверстия под крепеж на свое усмотрение.

Под установку клемм выпускается рейка, уменьшенная по ширине профиля и его толщине. Некоторые модели имеют специальную насечку, посредством которых линейку легко разделать на отрезки нужной длины. В зависимости от технических требований рейки изготавливаются из гальванизированной стали или алюминия.

По способу изготовления шины делятся на:

  • литые;
  • штампованные.

Первые отличаются высокой надежностью, они способны выдержать большие нагрузки, не деформируясь под их воздействием.

Тип профиля и размеры

По конфигурации поперечного сечения монтажные шины делятся на три типа. Обозначение двух из них обусловлено с некоторой схожестью с буквами латиницы. Третий «принадлежит» греческому алфавиту.

G-тип

Профиль рейки данного типа напоминает букву G. Ее концы загнуты внутрь, причем один из них короче и ниже другого. Высота их соответственно равна 9 и 15 мм. Размер  G-рейки по ширине составляет 32 мм.

Дин-рейка типа - G

Дин-рейка тип — G

Применяется такая шина для установки импортного электротехнического оборудования. В российских магазинах такая шина – гость не частый, так что купить ее непросто.

С-тип

Поперечное сечение рейки типа С отличается от предыдущего вида абсолютной симметричностью относительно вертикальной оси. Концы рейки – губки —  также загнуты внутрь, высота их равна 15 мм.

Дин рейка тип - C

Дин рейка тип — C

С-рейки применяются для монтажа клеммных коробок, аппаратных зажимов и т.д.

Омега-тип

Ω-рейки отличаются от С и G-типов направлением губок: они отогнуты наружу, придавая профилю сходство с греческой буквой «омега». Это самый распространенный вид монтажных шин. Размер рейки  — имеется в виду ее ширина – может составлять 35 или 15 мм. По высоте губок выпускается три типоразмера – 15, 7,5 и 5 мм.

DIN-рейка тип-omega

DIN-рейка тип-Ω

DIN-рейка 35 мм имеет еще одно обозначение – ТН-35. Модификация с высотой губок 7,5 мм – наиболее востребованная, так как она адаптирована под большую часть элементов бытовой и промышленной электротехники.

Рейки высотой 15 мм – высокие – используются, в основном, в электротехнике промышленного значения. С их помощью крепятся некоторые виды навесного оборудования профессионального характера.

Относительно малых шин (15х5) можно сказать следующее: применяются они нечасто, однако производители Европы выпускают ряд навесного оборудования, рассчитанное на крепление именно на такую рейку.

Прочие размеры ДИН-реек

В продажу рейки поступают в виде профилей длинно 1 и 2 метра. Толщина металла может быть:

  • 0,8, 1 и 1,5 мм – при длине до метра;
  • 1 и 1,5 мм – при длине 2 метра.

Метровые шины толщиной 0,8 мм  используются для дальнейшего разделения на короткие отрезки.

Для нужд бытовой электротехники выпускаются и шины длиной менее метра. Это отрезки, предварительно рассчитанные на крепление определенного количества автоматов (полюсов). Поскольку ширина полюса составляет 17,5 мм, то и длина отрезка должна быть кратна этому размеру. Она может равняться, например, двум, четырем или десяти полюсам.

Монтаж на DIN-рейку

ДИН-рейки максимально упростили работу электрика, выполняющего конструирование и монтаж индивидуального РЩ. Раньше ему приходилось сверлить массу отверстий под крепеж. И если первый элемент был размещен неправильно, в конечном итоге места для всего комплекта оборудования не хватало. Приходилось начинать все сначала, пересверливая отверстия в щитке. В результате его задняя стенка напоминала дуршлаг.

Теперь для крепления шины достаточно просверлить два крепежных отверстия. Само же оборудование монтируется на рейку при помощи специальных зажимов, На одном элементе их может быть два или четыре: верхние – неподвижные – и нижние – подвижные. Последние оттягиваются плоской отверткой, а после установки оборудования на место, возвращаются обратно – под воздействием пружины либо путем простого нажатия на них.

Чтобы исключить самопроизвольное соскальзывание оборудования с рельса в процессе эксплуатации, по его обеим сторонам устанавливают специальные фиксаторы. Но можно поступить проще: края рейки при помощи пассатижей немного разгибают. Эстетика в этом случае «хромает», но продольные перемещения электрооборудования исключаются на 100 процентов.